Почему стартап-акселераторы становятся популярнее на развивающихся рынках

На протяжении десятилетий мы слышим мнение о том, что развивающиеся рынки – отличный плацдарм для большого роста и процветания. Но длинный список препятствий может помешать реализовать этот потенциал. Стартап-акселераторы давно считаются одним из способов улучшить сложившуюся экономическую и бизнес-ситуацию. Так же, как и аналогичные компании в Кремниевой долине, акселераторы, работающие на развивающихся рынках, стремятся укрепить экономику стран и обеспечить рост капитала с помощью продвижения стартапов. Мы решили проверить, отличается ли эффективность таких акселераторов от их коллег в Северной Америке или Европе. Наши исследования показали, что результаты работы примерно схожи на разных континентах. Коррективы вносят только внешние факторы, такие как несогласованность целей или культурная предвзятость. Но даже несмотря на это, акселераторы все еще играют важную роль в поддержке предпринимательства.

Когда мы начинали сбор данных для исследования в 2013 году, ожидали, что полученные результаты для развивающихся рынков и стран с высоким уровнем дохода будут сильно отличаться. Бизнес-среда на многих развивающихся рынках достаточно сложная и может быть не очевидна даже для опытных предпринимателей. Другими словами, мы понимали, что запуск стартапа в Момбасе будет гораздо сложнее, чем старт аналогичного проекта в Менло-Парк. Но, к нашему удивлению, исследования показали, что эффект от работы акселераторов практически не изменяется в зависимости от рынка и уровня развития экономики страны.

Наш последний отчет с данным о более чем 2000 предприятий и 42 акселерационных программах доказывает, что в разных странах гораздо успешнее развиваются те компании, которые стали резидентами акселераторов. Примечательно, что средний эффект акселераторов был примерно одинаковым как на формирующихся рынках, так и в условиях сильной экономики.

Удивительным для нас стало и то, что компании, работающие на развивающихся рынках, значительно старше стартапов, которые подаются на акселерационных программы в богатых странах. Но, при этом, первые не только зарабатывают больше, но и нанимают большее количество сотрудников. В то же время, предприятия в развитых странах привлекают в 2 раза больше инвестиций на раннем этапе, чем их коллеги на формирующихся рынках. Без акселераторов начинающие компании развивающихся рынков просто не смогут привлечь инвестиции.

Во время интервью инвесторы отметили, что хорошие сделки заключаются с большим трудом как на развивающихся рынках, так и в странах с высоким уровнем дохода. Также, по их словам, предприниматели на формирующихся рынках не уступают по уровню образования и компетенций. Слабой стороной является отсутствие у них опыта ведения собственного бизнеса, что усложняет инвестирование.

Основываясь на полученных результатах, мы пришли к выводу, что ключевым препятствием стимулирования ранних инвестиций на развивающихся рынках являются не фактические качества предпринимателей, а восприятие их возможностей и потенциала. Ниже приведены несколько советов для акселераторов, которые помогут лучше поддерживать предпринимательство в таких странах.

  • Дело не всегда в финансировании. Запуская программу, акселераторы должны понимать, что не все предприниматели ищут инвестиции. Многих интересует развитие собственных навыков или улучшение маркетинговой стратегии. Задача акселератора в таком случае – понять потребности конкретного резидента и постараться удовлетворить их, а не отталкиваться от того, что путь к успеху для всех один.
  • Занимаясь венчурным инвестированием, постоянно оттачивайте свои навыки. Когда предприниматели готовы к инвестициям, основная задача акселератора – подобрать нужных инвесторов. С другой стороны, акселераторы также должны четко понимать, чего хотят инвесторы и обеспечивать их этим.
  • Поиск талантов – основа всего. Акселераторы, помимо разработки финансового плана и прочих нюансов, должны помогать своим резидентам в вопросах найма лучших кадров. Важно, чтобы у предпринимателей всегда был четкий план по привлечению потенциальных сотрудников.
  • Не забывайте о неявном уклонении инвесторов. Это одна из самых сложных задач акселераторов. Например, ни для кого не секрет, что гендерные предубеждения могут стать причиной уклонения инвесторов от сделок как на формирующихся, так и на развитых рынках. Инвесторам также стоит учитывать этот фактор, чтобы принимать верные решения и адекватно оценивать предпринимательский потенциал проектов. В целом же, по словам одного из экспертов, инвесторам на развивающихся рынках легче вкладывать деньги в проекты основателей-эмигрантов в силу отсутствия культурных различий.
  • Таким образом, результаты нашего исследования подтверждают, что акселераторы могут стимулировать рост предприятий и экономики, но они должны быть четко осведомлены о том, что мешает улучшению положения на развивающихся рынках. Для того, чтобы выровнять ситуацию на мировой арене, акселераторы должны свести вместе предпринимателей и инвесторов, помогая им наладить контакт и установить взаимное доверие.

    Источник