Судебная практика: в каком случае можно не допустить Госпродпотребслужбу к проверке

Верховный Суд разъяснил, на каких основаниях хозяйствующее лицо может не допустить представителей Госпродпотребслужбы к проведению внеплановой проверки.
Судебная практика: в каком случае можно не допустить Госпродпотребслужбу к проверке

21 февраля 2018 года Верховным Судом принято постановление по делу №816/169/17 о признании противоправными действий ГУ Госпродпотребслужбы, которым кассационная жалоба истца была оставлена без удовлетворения, а решения судов первой и апелляционной инстанции оставлены без изменений.

Потребитель обратился в Госпродпотребслужбу с жалобой на неудовлетворительное качество купленного им пищевого продукта, предоставив копии чека об оплате, акта отбора образцов и протоколов испытания пищевой продукции. Госпродпотребслужба издала приказ о проведении внеплановой проверки предприятия-изготовителя и отборе образцов продукции, а также оформила соответствующее удостоверение (направление). Однако контролирующий орган к проверке допущен не был.

Истец утверждает, что проверка была незаконной, поскольку ее проведение возможно только при наличии определённых в законе условий и с учетом принципа невмешательства в деятельность хозяйствующего субъекта без надлежащих оснований. Кроме того, истец заявил, что имел право не допустить контролирующий орган на предприятие в связи с тем, что ему не предоставили копию жалобы, которая послужила причиной проверки.

В соответствии с законом, перед началом осуществления проверки должностные лица контролирующего органа обязаны предъявить руководителю субъекта хозяйствования удостоверение (направление) на проверку (а также предоставить его копию) и служебное удостоверение. Истцом не оспаривался тот факт, что этот перечень документов был ему предъявлен.

Суд отметил, что закон не содержит нормы, которая бы предписывала предоставить руководителю предприятия копию жалобы непосредственно до начала проверки. Это обязательство может быть выполнено как до, так и после ее начала. Поэтому непредставление жалобы потребителя не может считаться правомерным основанием для недопуска к проверке. Направление на проверку в графе «Перечень вопросов, которые стали причиной проведения данного мероприятия» содержит запись: «Соблюдение требований законодательства касательно безопасности и качества пищевых продуктов». Этой записи достаточно, для того чтобы четко очертить предмет проверки.

Источник