Не пропусти

Выход из ловушки: как легализовать зависшую «в воздухе» евробляху?

image (10)

Многие украинцы, пригнавшие себе нерастаможенную машину, столкнулись с тем, что фирма, на которую зарегистрирован автомобиль, исчезла, или не выходит на связь хозяин-иностранец. Такие автомобили «повисли в воздухе»: на них нельзя законно сделать перезаезд, а потеря регистрации, вдобавок, в случае попадания на штрафплощадку, означает невозможность ее оттуда забрать. В интернете появляются разные схемы, как вернуть автомобиль в правовое поле, но, как разобрались Autonews.ua, далеко не все работают.

Предложили регистрацию «на автоклуб»

На днях решение этой проблемы предложили в «Авто Евро Силе». Там говорят, что им удалось договориться с литовским автоклубом, который готов взять «воздух» к себе.

«Мы связались с местным литовским автоклубом. Это компания, которая объединяет автолюбителей в Литве. У них есть чистые, прозрачные, понятные документы. У них есть бухгалтерская отчетность, они платят налоги. Это своего рода их общественная организация. Это прозрачная компания, которая есть в реестре организаций, всю информацию по ней можно проверить. Что они нам предложили. Всем тем людям, которые сомневаются в том, что у них за компания, надежна ли она, или выяснилось, что по идут какие-то расследования и есть угроза ареста, или директор пропал, этот автоклуб предоставит возможность поменять регистрационные документы на автомобиль с ненадежной компании на этот автоклуб. Это одно из возможных решений, но мы до вас его доносим», — сказали в видеообращении руководители АЕС.

Без согласия фирмы передача невозможна

На первый взгляд такое решение очень простое и изящное: из ненадежной фирмы машина попадает под опеку проверенного автоклуба, а украинец продолжает ездить на ней дальше. Но есть проблема: с точки зрения литовского и международного права без согласия собственника (той самой «мертвой» фирмы) ни один нотариус не разрешит передать машину автоклубу.

Глава Всеукраинской ассоциации автоимпортеров и дилеров (ВААД) Олег Назаренко, изучавший литовское законодательство, объяснил, что по литовским и международным законам может, а что не может происходить с имуществом фирмы-банкрота.

Вспомните новость: Судьба «евроблях» в Украине: что готовят в Раде для их владельцев

Первый вариант: компания обанкротилась

Согласно действующему литовскому законодательству, при банкротстве компании никакой автоклуб не может забрать ее имущество. В Литовской республике есть закон о банкротстве. В первую очередь автомобили компании-банкрота уходят в доход государства на выплату налоговых недоимок. Все имущество, которое останется после уплаты налоговых недоимок, уходит компаниям-кредиторам. А когда компания банкротится, значит она кому-то должна.

Второй вариант: директор не выходит на связь

Если директор умер, значит ведется процесс наследования и фирму получают его наследники. Если директор просто не выходит на связь, значит у него есть для этого какие-то причины. И это не является основанием для того, чтобы лишить его имущества.

Третий варинат: фирма закрылась, исчезла, не платит налоги

В таком случае существует специальный закон Литовской республики, по которому начинается ликвидационный процесс через какой-то период, когда она перестает сдавать налоговые отчеты. В таком случае все идет по схеме, похожему, как в первом варианте.

Загнали себя в ловушку

«Дело в том, что когда в 2013-14 годах создавалась эта схема, никто не верил, что будет возможен разговор о легализации. Все фирмы, которые создавались украинцами в Литве, были мертворожденными. Была задача поставить автомобиль на учет, нацепить литовские «бляхи», привезти в Украину, а дальше пусть ездит человек, пока не попадется или пока не сдаст машину на разборку. То есть, во-первых, все экономили и никто не хотел платить каждый месяц деньги литовскому директору фирмы, те же $150, плюс платить минимальную зарплату (около 1000 евро), и плюс налоги. Поэтому практически все фирмы, за исключением, когда человек реально занимается в Литве бизнесом и подумал, а почему бы не завести себе машину, все остальные фирмы мертворожденные.

И любые попытки выйти из этого тупика теперь сталкиваются с международным правом собственности. А право собственности даже этого липового директора неприкосновенно, никто не имеет права на него претендовать. В мире нет ни одного случая, когда бы имущество одного лица без решения суда передавалось другому лицу. Всегда имущество передается либо с согласия, либо при невыполнении договорных обязательств (перед кредиторами или государством). А Литва как правовое европейское государство за этим следит. Вспомним, что она, получив независимость, по закону реституции вернула имущество (дома, предприятия) наследникам владельцев, которое в 1940 году было незаконно изъято советской властью. И даже если всем будет понятно, что машиной реально владеет украинец, а фирма-однодневка — лишь на бумаге, любой нотариус, любой судья будут на стороне права собственности фирмы», — говорит  Олег Назаренко.

Какой может быть выход?

Самый правильный с точки зрения закона, но сложный и затратный для владельца «бляхи» путь — найти украинца или литовца, который создавал фирму, возродить ее легализацию, уплатить все налоги, штрафы за то, что машина не страховалась, восстановить регистрацию автомобиля в «Регитре».

Еще один не очевидный момент — даже если фирма еще «жива» и ее руководитель согласился перерегистрировать автомобиль на другое юрлицо (автоклуб), то при передаче права собственности платятся налоги. Но и первый, и второй этап — это затраты, который легко могут превысить стоимость автомобиля.

По словам автоэксперта Сергея Креймера, спасти уже «попавшийся» автомобиль можно, но юридически очень сложно.

«Первый вариант — если «бляха» зарегистрирована на фирму и есть контакт с директором компании, то составляется официальный пакет документов, машина снимается с учета, и украинец ее перерегистрирует.

Если контакта нет, можно обращаться в суд и добиваться вытребования собственного имущества, если украинец сможет доказать, машина — его имущество, приобретенное им и переданное в компанию на временное пользование.

Второй вариант — если украинец записывался совладельцем фирмы. То если второй человек не дает согласия на снятие с учета, можно пробовать забрать машину через суд. Но по затратам и срокам это может быть не выгодно. Единственный вариант — договориться, чтобы человек, на котором автомобиль стоит на учете, снял его с учета. При чем не просто так, а когда машина будет на территории Литвы, чтобы можно было ее перерегистрировать», — объясняет Сергей Креймер.

Также есть третья схема, но она сработает только в том случае, когда машина только куплена и еще не поставлена на учет ни в какой фирме. Речь идет об обратном лизинге.

С помощью обратного лизинга можно себя более-менее обезопасить. «Даже если хочешь зарегистрировать машину на какую-то левую фирму, сделай это через обратный лизинг. Иначе потеряешь ее раз и навсегда.  После покупки автомобиля (на рынке или у частного лица, или еще где-то) с компанией, на которую машина ставится на учет, заключается официальный договор обратного лизинга. Тем самым за человеком сохраняется право собственности за этим автомобилем. Как только с компанией что-то произойдет, это право собственности можно будет доказать», — говорит  автоэксперт, глава Association of Troubleshooters Сергей Креймер.

Користутейсь консультацією: Нові правила реєстрацій транспортних засобів: експертне дослідження справжності ідентифікаційних номерів та реєстраційних документів

«Обратный лизинг»: малоизвестный способ обезопасить покупку автомобиля на еврономерах

Одна из главных проблем, с которой сталкиваются украинские владельцы «евроблях», — когда фирма, на которую зарегистрирована машина, оказывается «однодневкой» и исчезает. Тогда становится невозможно продать автомобиль и выехать на нем из Украины, соообщается на сайте autonews.ua.

Чтобы не попасть в такую ситуацию, бывалые автомобилисты советуют изначально регистрировать машину на заранее открытую в Европе свою фирму. Но этот шаг требует немало усилий. Наряду с этим есть еще один способ «взять ситуацию в свои руки». Это схема обратного (или возвратного) лизинга (leaseback).

Ее суть сводится к тому, что после покупки автомобиля (на рынке или у частного лица, или еще где-то) с компанией, на которую машина ставится на учет, заключается официальный договор обратного лизинга. Тем самым сохраняется право собственности за этим автомобилем. Как только с компанией что-то произойдет, право собственности на этот автомобиль можно будет доказать.

«В нем прописано, что вы и компания такая-то заключили договор обратного лизинга. Как правило, его делают на полгода и через небольшие отрезки обновляют. Это нужно для того, чтобы не получилось так, что компания «потерялась», а у вас с машиной проблемы. Согласно договора обратного лизинга прописывается, что вы отдаете компании Х машину, а она предоставляет вам маркетинговые услуги или, например, разрешение пользоваться ее торговой маркой. При этом через полгода машина переходит в вашу собственность и вы имеете право ею распоряжаться», — говорит  автоэксперт, глава Association of Troubleshooters Сергей Креймер.

Также он рекомендует составлять договор у нотариуса и лично присутствовать при этом. Плюс должен быть составлен в двух экземплярах акт приема-передачи и акт приема-сдачи автомобиля. Это будет гарантией, что даже если компания закроется и машина слетит с учета, но машина остается за вами. После этого ее можно будет спокойно перерегистрировать.

«У вас должен быть договор купли-продажи на автомобиль, что вы ее купили действительно на себя и только после этого отдали ее в обратный лизинг. У нотариуса нужно выписать доверенность, и он должен засвидетельствовать, что вы это вы, а директор компании Х — это директор компании Х, а не неизвестно кто. После этого в доверенности прописывается, что вы имеете право производить все действия с машиной: регистрировать, снимать с учета, продавать, передавать право управления, получать страховые выплаты, забирать со штрафплощадок, платить штрафы. Нотариус должен засвидетельствовать также ваши подписи. После такого оформления вы можете ввозить машину через того же «верблюда» или кого угодно и распоряжаться ею», — объясняет детали в Association of Troubleshooters.

Также в стране регистрации автомобиля придется купить «зеленую карту» на тот период, пока он будет отсутствовать за пределами территории страны, где она находиться на учете. Это стоит довольно дорого. К примеру, один из владельцев «бляхи», ввозивший ее по такой схеме, за Ford Explorer 1999 года за «зеленую карту» заплатил около 400 евро.

Договор должен заключаться с правом передачи автомобиля в управление третьему лицу. Так само страховка должна быть заключена страховка.

Еще важно — все документы должны оформляться на тех языках, на которых человек разговаривает, и какие являются государственными в стране регистрации. Т.е. украинском (русском), польском (литовском или друго) и английском. Это нужно для того, что если «бляху» остановит в Европе полиция, то у водителя будет что показать.

Вспомните новость: Без трудового договора не пускают: «евробляхи» начали проверять жестче

Автор консультации: Андрей Довгань

Фото: Autonews.ua