9

Стратегия, разработанная Комиссией по вопросам правовой реформы при Владимире Зеленском, предлагает другой порядок назначения глав судов.

Как ранее писала «Судебно-юридическая газета», Комиссия по вопросам правовой реформы с привлечением представителей экспертной среды подготовила и передала Президенту Владимиру Зеленскому Стратегию устойчивого развития судебной системы на 2021-2025 годы.

В частности, один из блоков Стратегии предусматривает реорганизацию местных судов (новую судебную карту). Подробнее о том, что планируется сделать с сетью судов Украины, можно прочитать в материале «Новая карта судов: как в рамках судебной реформы пересмотрят сеть судов» по ссылке.

Отдельно Стратегия предусматривает блок, который касается органов судейского управления и самоуправления (Высшего совета правосудия, ВККС, Рады судей).

В частности, предлагается создать автономные кадровый и дисциплинарный органы в судебной системе.

Также предлагается, чтобы кандидаты из числа судей в члены Высшего совета правосудия и Рады судей Украины выдвигались с возможностью применения предварительного рейтингового электронного голосования.

Авторы Стратегии также собираются наделить Раду судей полномочиями по предоставлению заключений «по проектам подзаконных нормативно-правовых актов Высшего совета правосудия и его органов».

Примечательно также, что Раде судей предлагается дать полномочия назначать руководство суда в случае длительного неизбрания председателя суда или его заместителя и в целом ввести порядок назначения глав судов Высшим советом правосудия или Радой судей из числа лиц, которые рекомендованы собранием судей соответствующего суда.

Напомним, что сейчас руководство судов выбирается собранием судей без привлечения других органов. А фактически, с 2007 года и вплоть до июля 2010 года председателей судов назначала именно Рада судей. С лета 2010 года и вплоть до апреля 2014 года председателей судов назначал Высший совет юстиции, рекомендации которому предоставляли три специализированных органа судейского самоуправления — Совет судей общих судов, Совет судей хозяйственных судов и Совет судей административных судов. Но эта процедура всегда вызывала много дискуссий (подробнее можно прочитать в материале «Конфликты в суде: что делать, когда между судьями «холодная война»).

В целом, по данным «Судебно-юридической газеты», Комиссия при Зеленском предлагает в этом разделе Стратегии следующее:

  • совершенствование механизмов проверки добропорядочности членов органов судейского управления;
  • оптимизация системы органов судебной власти путем создания автономных кадрового и дисциплинарного органов, члены которых назначаются Высшим советом правосудия на конкурсной основе (с возможностью привлечения к конкурсам международных экспертов), «для приведения полномочий Высшего совета правосудия в соответствии со статьей 131 Конституции Украины» (как дословно отмечается в Стратегии – прим. ред.);
  • в перспективе подчинение Высшей квалификационной комиссии судей Украины Высшему совете правосудия как органа по подбору кадров и карьеры судей;
  • внедрение механизма постоянного и поэтапного обновления состава органов судебной власти;
  • введение законодательного механизма сохранения кадрового потенциала аппаратов и служб инспекторов ВСП и ВККС;
  • усиление интеллектуального и организационного лидерства ВСП и координации судебного управления путем совершенствования нормативно-организационной базы для «пирамиды»/системы судебного управления;
  • эффективное сотрудничество всех органов управления/самоуправления в установлении целей судебной власти, стратегическом планировании, процедуры бюджетирования;
  • четкая подотчетность Государственной судебной администрации (или других учреждений с соответствующими функциями) и эффективная координация деятельности по обеспечению надлежащей инфраструктуры и услуг для судов;
  • содействие реальному и эффективному представительству судебных органов в отношениях с другими ветвями власти, защищая независимость суда, облегчая подотчетность судебной власти, и обеспечение механизма эффективного сотрудничества всех субъектов управления судебной властью;
  • дальнейшее развитие законодательства по надлежащей реализации роли Высшего совета правосудия как конституционного органа судейского управления, включая предоставление ВСП в пределах его полномочий права законодательной инициативы;
  • установить унифицированные правила по предотвращению конфликта интересов для членов органов судейского управления и членов общественных органов, участвующих в процедурах отбора и оценивания судей и кандидатов на должность судьи;
  • обнародование решений квалификационных и дисциплинарных органов с целью установления стандартов содержания и объема раскрытия информации, полученной или созданной при осуществлении процедур конкурсов, оценивания и дисциплинарного производства с учетом европейских стандартов и лучших практик;
  • усовершенствование статуса, порядка формирования и организационно-правовых основ деятельности общественных органов, участвующих в процедурах отбора и оценивании судей и кандидатов на должность судьи, с целью обеспечения надлежащего взаимодействия с квалификационными органами, прозрачности их деятельности, обоснованности принятия их решений, ответственности членов этих организаций и субъектов их назначения;
  • совершенствование порядка выдвижения кандидатов из числа судей в члены Высшего совета правосудия и Рады судей Украины с возможностью применения предварительного рейтингового электронного голосования;
  • повышение роли Рады судей Украины в системе правосудия по реализации принципов самоуправления, в частности, наделение полномочиями по предоставлению заключений по проектам подзаконных нормативно-правовых актов Высшего совета правосудия и его органов, назначение руководства суда в случае длительного неизбрания председателя суда или его заместителя;
  • введение порядка назначения председателей судов на уровне ВСП или Рады судей Украины из круга лиц, рекомендованных собранием судей соответствующего суда;
  • закрепление на законодательном уровне принципов стабильности и предсказуемости размера вознаграждения, оплаты труда и социальных выплат членам и работникам органов судейского управления, как составляющих их независимости, введение методики и законодательных гарантий определения их размера и условий получения, которые сделают невозможным их фактическое уменьшение действиями и решениями других органов власти.

Что касается реогранизации судов, то на первом этапе авторы фактически предлагают закончить процесс оптимизации местных судов, который был начат еще Петром Порошенко, но так и не закончен на практике.

Затем предлагается провести аудит и посчитать, сколько судей и судов необходимо в Украине. Далее авторы Стратегии предлагают разделить местные суды на гражданские и уголовные. Заключительным шагом станет объединение на уровне области в один апелляционный суд апелляционных судов хозяйственной, административной и общей специализации.

Подписывайтесь на наш Telegram-канал, чтобы быть в курсе самых важных событий.