10

Минюст внес в проект Плана Национальной стратегии по правам человека институт гражданского партнерства для устранения дискриминации прав партнеров, не состоящих в браке.

Как известно, в ряде стран Европы и в США существует институт гражданского партнерства, т. е. признанный государством социальный институт, в котором могут быть узаконены отношения двух людей, не желающих или не имеющих возможности по закону зарегистрировать брак. Как правило, такая возможность предоставляется однополым парам, однако в некоторых странах разнополые пары также могут зарегистрировать свои отношения подобным образом.

К примеру, Британский закон о зарегистрированных гражданских партнерствах 2004 года (Civil Partnership Act 2004) предоставил в Великобритании возможность двум лицам одного пола заключить зарегистрированное гражданское партнерство. Гомосексуальные пары, вступившие в партнерство, имеют равные права и обязанности с обычными браками, в том числе они имеют право на усыновление детей. С 2019 года в Англии и Уэльсе гетеросексуальные пары также могут заключать гражданские партнерства.

Во Франции существует аналог – гражданский договор солидарности (Pacte civil de solidarité, PACS). По сути, это контракт, который заключается между двумя физическими лицами с целью организации их совместной жизни. Эти двое должны быть совершеннолетними и не состоящими в браке, не являться близкими родственниками. При этом пол партнеров не имеет значения. 

Что касается США, то там однополые браки были легализованы по всей территории 26 июня 2015 года, когда Верховный суд вынес решение по делу «Обергефелл против Ходжеса».

В Украине также активно обсуждают внедрение института гражданского партнерства.

Министерство юстиции Украины решило не отставать и внесло на общественное обсуждение проект Распоряжения Кабинета Министров Украины «Об утверждении плана действий по реализации Национальной стратегии в области прав человека на 2021-2023 годы».

В этом проекте Плана предусмотрено, что Минюст будет заниматься разработкой законопроекта «об устранении дискриминационных положений, которые могут нарушать имущественные и неимущественные права партнеров, не состоящих в браке» и «введением института зарегистрированного гражданского партнерства».

Какой-либо конкретизации План пока не предусматривает.

Отметим, что в Стратегии также идет речь о разработке законопроекта «Об обеспечении равной оплаты за труд равной ценности», о внесении изменений в Кодекс законов о труде Украины, законах «Об оплате труда», «Об обеспечении равных прав и возможностей женщин и мужчин», «О коллективных договорах и соглашениях» с целью уменьшения разрыва в оплате труда женщин и мужчин. Также предусмотрена разработка законопроекта «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины» (относительно обеспечения гарантий, связанных с сочетанием семейных и трудовых обязанностей без дискриминации по признаку пола).

Также предлагается разработать и представить на рассмотрение Кабмина законопроект о внесении изменений в Уголовный кодекс Украины относительно:

  • унификации использования термина «нетерпимость» и обязательного учета мотивов нетерпимости по таким признакам, как раса, цвет кожи, национальная или этническая принадлежность, религиозные убеждения, идеологические убеждения, сексуальная ориентация, гендерная идентичность, инвалидность, речь, место жительства при назначении наказания за преступление;
  • изъятия из диспозиции статьи 161 КК части, касающейся уголовной ответственности за дискриминацию (прямое или косвенное ограничение прав или установление прямых или косвенных привилегий по признакам) – вместе с внесением соответствующих изменений в Кодекс об административных правонарушениях и Гражданский кодекс Украины, предусмотрев штрафы и возмещение вреда;
  • определения всех форм сексуального насилия, включая сексуальное рабство, принудительную проституцию, принудительную беременность, принудительные аборты, принудительную стерилизацию, принудительные браки, сексуальное насилие в условиях вооруженного конфликта и любые другие формы сексуального насилия сопоставимой тяжести в соответствии с международными стандартами.

Следователей и прокуроров предлагается обучать расследовать уголовные преступления, совершенные по мотивам нетерпимости.

Что еще планирует Минюст

Среди прочего, План включает разработку и представление на рассмотрение Кабмина законопроекта «О защите профессиональной деятельности журналистов», но при этом указывается, что речь идет «о декриминализации деяния за незаконный отказ в доступе журналиста к информации». Причем декриминализация ответственности за нарушение свободы слова к правам человека – остается загадкой. Соответствующим проектом будет заниматься Минкульт.

Что касается Минюста, то помимо гражданского партнерства, он займется разработкой законопроекта «О решении системной проблемы чрезмерной длительности уголовного и гражданского производства и внедрении эффективных средств правовой защиты в связи с этим».

Также Минюст, МВД, Офис Генпрокурора и Верховный Суд должны будут разработать законопроект о внесении изменений в Уголовный кодекс Украины относительно введения четкого механизма квалификации преступлений, совершенных против судей.

План также предусматривает мероприятия для подготовки судей по вопросам реализации права на свободу мирных собраний;  применения законодательства в сфере предотвращения и противодействия домашнему насилию и пр.

Кроме того, Минюст предлагает заняться «совершенствованием механизма специального (заочного) досудебного расследования в отношении лиц, причастных к временной оккупации АР Крым и города Севастополя и вооруженной агрессии Российской Федерации и скрывающихся от правосудия на временно оккупированных территориях или на территории страны-агрессора; усовершенствования положений УПК в части пересмотра судом дел, рассматривавшихся in absentia (заочно), в том числе и после вынесения приговора, по заявлению лица, которое было задержано или которое вернулось в Украину».

План включает в себя и ряд мер по наработке нормативной базы для противодействия пыткам.

Так, это внесение изменений в Уголовный кодекс Украины относительно:

  • уголовной ответственности за пытки;
  • отмены сроков давности расследования преступлений, составляющей которых являются пытки и/или жестокое, бесчеловечное или унижающее достоинство обращение, в соответствии со стандартами Конвенции о защите прав человека и основополагающих свобод, Европейского комитета по предупреждению пыток, Конвенции ООН против пыток.

Заниматься разработкой такого законопроекта будут Минюст, МВД, Офис Генерального прокурора и Верховный Суд.

Также План включает разработку и представление КМУ законопроекта «О превентивных и компенсационных мерах в связи с ненадлежащими условиями содержания осужденных и лиц, заключенных под стражу» по:

  • созданию института превентивной жалобы для лиц, содержащихся в ненадлежащих условиях в местах несвободы и тех, кто подвергается пыткам, жестокому, бесчеловечному или унижающему достоинство обращению или наказанию;
  • предоставлению возможности срочного привлечения экспертов с целью фиксации ненадлежащих условий содержания или обращения для обеспечения наличия доказательств;
  • осуществлению эффективных срочных мер судебного превентивного реагирования в отношении лиц, содержащихся в ненадлежащих условиях, или тех, которые подвергаются ненадлежащему обращению.

В виде совместного приказа предлагается внедрить медицинский стандарт документирования пыток и других жестоких видов обращения и наказания, основанный на принципах и процедурах Руководства по эффективному расследованию и документированию пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания (Стамбульский протокол).

Подписывайтесь на наш Telegram-канал, чтобы быть в курсе самых важных событий.