На первый взгляд кажется, что обращение и запрос – это тождественные понятия, ведь в любом случае лицо в ответ получит определенную информацию. Но на самом деле разница между этими терминами есть. В Седьмом апелляционном административном суде разъяснили, в чем именно заключается отличие, а также в каких случаях нужно направлять обращение, а в каких – запрос.
Согласно Закону “Об обращениях граждан” обращение – это изложенные в письменной или устной форме предложения (замечания), заявления (ходатайства) и жалобы.
Рассмотрение обращения по своему содержанию (заявление, жалоба, предложение и т. п.) требует принятия определенных мер: например, восстановить нарушенные права, провести проверку, оценить действия лиц, в отношении которых подана жалоба, признать особый статус заявителя, устранить недостатки в деятельности органа и т. п.
Право на обращение имеют все граждане Украины, а также лица, не являющиеся гражданами Украины, но законно находящиеся на ее территории. Обращение можно подать в орган государственной власти, местного самоуправления, объединение граждан, предприятие, учреждение, организацию независимо от формы собственности, объединение граждан или должностному лицу, в полномочия которого входит решение поднятых в обращении вопросов.
В обращении должны быть указаны фамилия, имя, отчество, место проживания гражданина и изложена суть поднятого вопроса, то есть предложения, просьбы, замечания, жалобы и т. п.
Просительную часть обращения можно, например, оформить таким образом: “Прошу учесть мои предложения во время рассмотрения…”, “Прошу решить вопрос относительно…”, “Прошу восстановить мое право на…”, “Прошу разъяснить мне…”.
Орган, который дает ответ на обращение, обязательно осуществляет идентификацию обратившегося гражданина по ФИО, адресу, подписи. Это важно, поскольку рассмотрение обращения касается прав, свобод или обязанностей конкретного лица.
Срок рассмотрения обращений составляет не больше 1 месяца, а не требующих дополнительного изучения – не больше 15 дней со дня получения их соответствующим органом. Это важно помнить, поскольку часто лица, которые подают обращение, ошибочно считают срок его рассмотрения с момента отправки и жалуются на длительное ожидание и несвоевременное получение ответа.
Если случается так, что решить поднятые в обращении вопросы в течение одного месяца невозможно, то руководитель органа устанавливает необходимый срок для продолжения его рассмотрения, но не больше чем на 15 дней, а лицо, которое подало обращение, обязательно об этом уведомляют. Таким образом, общий срок рассмотрения обращения не должен превышать 45 дней.
Запрос на информацию – это просьба лица к распорядителю информации предоставить публичную информацию, находящуюся в его владении.
Целью запроса на информацию всегда является получение предварительно созданной информации. А результатом рассмотрения запроса является только предоставление информации в готовой форме, а не принятие определенных мер.
Запрашивающим информацию может быть любое физическое или юридическое лицо, а также объединение граждан без статуса юридического лица. И запрос на информацию можно направить распорядителю без объяснения причины подачи запроса и независимо от того, касается эта информация запрашивающего лично или нет, ведь публичная информация раскрывается неограниченному кругу лиц. Это значит, что запрашивающему не нужно прилагать к запросу документы, удостоверяющие личность.
Кстати, и распорядитель информации не осуществляет проверку личности запрашивающего, поскольку такой обязанности законодательством не предусмотрено.
В запросе нужно указать общее описание информации или вид, название, реквизиты или содержание документа, в отношении которого сделан запрос, а просительную часть запроса можно оформить вот так: “Прошу предоставить решение №… распоряжение… штатное расписание…”, “Прошу предоставить копию документа, который определяет…”, “Прошу предоставить сведения о структуре и объеме заработной платы…”.
В отличие от обращения, срок рассмотрения запроса составляет 5 рабочих дней с даты его получения. Однако в исключительных случаях (например, предоставление большого объема информации или поиск информации среди значительного количества данных) срок рассмотрения запроса может быть продлен до 20 рабочих дней. При этом такое продление должно быть обязательно обоснованным, а запрашивающий уведомлен об этом не позже 5 рабочих дней с даты получения запроса распорядителем информации.
Иногда случается так, что лица подают обращение, указывая на документе его название как запрос на информацию в надежде быстрее получить ответ.
В случае когда распорядитель информации получил запрос, который по своему содержанию является обращением, то есть в нем лицо просит совершить определенные действия, а не предоставить готовую информацию, то в 5-дневный срок с момента его получения распорядителем информации запрашивающему направят только уведомление о том, что его запрос не является таковым в понимании Закона “О доступе к публичной информации”, а уже непосредственно само обращение будет рассмотрено в сроки, предусмотренные Законом “Об обращениях граждан”.
Следовательно, обращение отличается от запроса на информацию по трем основным критериям:
• по содержанию;
• по сроку рассмотрения;
• по субъекту обращения.
Если вы хотите, чтобы орган государственной власти или же предприятие или учреждение совершили определенные действия, вам нужно направить обращение в форме заявления (ходатайства), жалобы или же предложения (замечаний). Если же вы имеете целью попросить уже готовую информацию, то есть ту, которая образовалась в течение деятельности определенного органа (например, нормативно-правовые акты, сведения о структуре и объеме бюджетных средств и т. п.), то в таком случае направляйте именно запрос на информацию.
Как эффективно подготовиться к судебному заседанию? С IT-решением LIGA360: Юрист. Найдите судебные решения по темам, которые интересуют именно вас. В системе доступны удобные фильтры по регионам, инстанциям, судам и даже именам судей. Вы можете оценить свой шанс на победу, загрузив исковое заявление. Попробуйте LIGA360 прямо сейчас.
Спрогнозируйте результат решения суда с Verdictum PRO. ЛІГА:ЗАКОН представляет первую систему анализа судебных решений для предсказания вероятности победы в суде с помощью искусственного интеллекта. Функционал прогнозирования на основании анализа текста искового заявления создан для предварительной оценки рисков и экономии времени адвоката при подготовке к судебным заседаниям. Подробнее по ссылке.