26

Акты НКРЕКП

1. Национальный комиссия, осуществляющая государственное регулирование в сферах энергетики и коммунальных услуг 6 октября 2020 приняла постановление «Об утверждении Методики определения размеров нормативных и производственно-технологических потерь/расходов природного газа при осуществлении распределения природного газа и изменений в некоторые постановления НКРЭКУ». Соответствии с общими положениями вышеупомянутая Методика определяет порядок расчета размеров нормативных и производственно-технологических потерь / расходов природного газа при осуществлении распределения природного газа, связанные с условной нормативной герметичностью газопроводов, соединительных деталей, арматуры, компенсаторов, газового оборудования, других газовых приборов и оборудования в пределах допустимых норм и при обеспечении распределения природного газа потребителем.

Методикой определяются объемы нормативных и производственно-технологических потерь / расходов природного газа в элементах газовой сети между точкой измерения объема природного газа и границей балансовой принадлежности (точкой коммерческого учета), если коммерческий узел учета природного газа между оператором газораспределительной системы и потребителем (кроме бытовых потребителей) установлен не на границе балансовой принадлежности сторон, которые должны быть добавлены / вычтены к / от объема природного газа, определенного коммерческим узлом учета в точке измерения.

2. Национальная комиссия, осуществляющая государственное регулирование в сферах энергетики и коммунальных услуг подчеркивает необходимость срочного проведения бюджетными организациями процедур закупки для заключения договора поставки электроэнергии. С соответствующими письмами Регулятор обратился к главам областных государственных администраций с призывом провести дополнительную разъяснительную работу среди бюджетных учреждений и организаций всех уровней бюджетов, относящихся к сфере их управления, о необходимости скорейшего проведения ими процедуры закупки/упрощенной закупки для заблаговременного заключения договора о поставках электрической энергии в соответствии с порядком, определенным разделом VI Правил розничного рынка электрической энергии, утвержденных постановлением НКРЭКУ от 14 марта 2018 № 312.

Такие меры связаны с тем, что в соответствии с положениями пункта 13 раздела XVII Закона Украины «О рынке электрической энергии» с 1 января 2021 бюджетные организации, а также небытовые потребители с договорной мощностью от 50 до 150 кВт потеряют свое право на получение универсальной услуги. Поставка (продажа) электрической энергии указанным потребителям будет осуществляться по договору поставки электрической энергии потребителю по свободным ценам, а в случае заключения такими потребителями договора с электропоставщиком до 31 декабря 2020 года, поставки электрической энергии будет осуществляться поставщиком «последней надежды», стоимость электрической энергии в которого значительно выше.

Напомним, что НКРЭКУ отдельно обращалась и к поставщикам универсальных услуг с требованием к 1 ноября 2020 сообщить таких потребителей о прекращении предоставления универсальной услуги по 1 января 2021 и проинформировать их о процедуре изменения электропоставщика на другого электропоставщика в порядке, определенном разделом VI ПРРЕЕ.

Инициативы государственной власти

1. Государственное агентство по энергоэффективности и энергосбережению Украины подготовило законодательные изменения по созданию условий для стимулирования энергетической утилизации отходов и использования возобновляемого топлива из отходов. Представляя инициативу, и.о. Главы Госэнергоэффективности Константин Гура пояснил, что сегодня в стране около 12 млн тонн отходов. Проблема их накопления требует неотложных решений и современных мировых подходов, а именно – производство энергии из отходов и замещения в эквиваленте до 1 млрд м3 в год.

Разработанным законопроектом предусматривается:

· закрепление на законодательном уровне определения восстановительного топлива, как альтернативного вида топлива и альтернативного источника энергии;

· установление экологических требований к использованию такого топлива;

· стимулирование рынка энергетической утилизации.

2. Министерство энергетики инициирует создание Фонда декарбонизации. И.о. министра энергетики Украины Ольга Бусловец отмечает, что Фонд декарбонизация станет шагом по уменьшению углеродного следа украинской продукции также позволит избавиться дополнительной пошлины – так называемого «углеродного тарифа», который может быть введен уже в 2021 году. Фонд на практике поможет Украине достичь взаимовыгодного партнерства со странами ЕС в сфере устойчивого развития и внедрения Зеленой соглашения.

18 ведущих стран мира используют налог на выбросы СО2 исключительно на мероприятия по декарбонизации, что уже имеет значительный энергоэффективный и экологический эффекты. В Украине сегодня этот налог также существует и направляется в общий фонд Государственного бюджета. Для повышения эффективности его использования предлагается часть этого налога сделать источником для наполнения Фонда декарбонизации. Средства Фонда будут направляться исключительно на проекты, приводящие к сокращению выбросов двуокиси углерода СО2. Сейчас рассматриваются семь направлений, которые имеют энергоэффективный, экологический и социальный эффекты, это:

• Проекты с екомодернизации генерирующих предприятий;

• Модернизация теплосетей, водоканалов, уличного освещения;

• Удешевление проектов по утилизации (переработки) бытовых отходов;

• электробус для общественного транспорта;

• Стимулирование использования частных электрокаров населением;

• Проекты по замещению традиционных видов топлива в бюджетной сфере;

• Стимулирование производства и использования биоэтанола, биогаза.

Судебная практика

1. Для признания недействительным договора поставки природного газа в связи с тем, что его содержание противоречит ч.5 ст.40 ЗУ “Об осуществлении государственных закупок”, необходимо установить, отличаются ли условия Договора от содержания предложения конкурсных торгов или ценового предложения победителя процедуры закупки или изменялись ли существенные условия договора после его подписания до выполнения обязательств сторонами в полном объеме. Одновременно должно быть определено, нарушено ли гражданское право, для защиты которого Истец обратился в суд, какое именно право нарушено, в чем заключается его нарушение, если оно имело место.

К такому выводу пришел ВС в составе коллегии судей Касационного хозяйственного суда при рассмотрении дела № 911/162/19 по иску АО “Черноморнефтегаз” к ООО «Нефтесервис» о признании недействительными с момента заключения договора поставки и дополнительных соглашений, отменив решения предыдущих инстанций.

2. Независимо от того, что правоотношения между сторонами возникли на основании хозяйственного договора, денежные обязательства между сторонами договора в части, которую государство будет компенсировать за счет средств государственного бюджета, регулируются нормами административного (бюджетного) законодательства, применения и действие которых НЕ зависит от того, предусматривал стороны в договоре соответствующие условия.

Суд разъяснил, что правоотношения по проведению расчетов между сторонами в этой части (в размере полученных льгот и субсидий, полученных населением на соответствующей территории деятельности ответчика) испытывают императивное регулятивное воздействие государства, принимает законодательные акты в выделение соответствующих субвенций на финансирование льгот и субсидий.

Об этом заявил ВС по делу № 905/30/16 по иску АО «Укртрансгаз» в ПАО «Мариупольгаз» в взыскания 13 млн грн. Аналогичный правовой вывод изложено в постановлении ОП КГС в составе ВС от 31.05.2019, делу № 924/296/18.

3. Согласование актов приема-передачи не может служить основанием для администрирования передачи природного газа, хранящегося в хранилищах.

В деле 910/9865/19 по иску АО «Киевгаз» в АО «Укртрансгаз» об обязательстве совершить действия, защите деловой информации и взыскании морального вреда, ВС согласился с мнением предыдущих инстанций относительно толкования Кодекса газохранилищ: администрирование передачи природного газа сохраняется в хранилищах, осуществляется оператором газохранилищ исключительно на основании торговых уведомлений о передаче природного газа, услуг оператору заказчиками, с использованием информационной платформы (сайта) оператора.

4. Верховный Суд в очередной раз обратил внимание на признаки фиктивной сделки, которые отличают её от недействительной: введение в заблуждение (до или в момент заключения сделки) другого участника или третьего лица относительно фактических обстоятельств сделки или действительных намерений участников; сознательное намерение невыполнение обязательств договора; сокрытия истинных намерений участников сделки.

Так, по делу 910/12125/19 по иску АО “Укртрансгаз” в ПАО «Укрэнергосбыт» и ООО «ФК« Фин-Инвест »о признании недействительным договора уступки права требования, истец считал, что отсутствие у нового кредитора и его потребителей соответствующих договоров на транспортировку природного газа в редакции типового договора транспортировки природного газа, утвержденного регулятором в соответствии с положениями статьи 32 Закона Украины “О рынке природного газа” с АО “Укртрансгаз” делает невозможным выполнение обязательства должником, а следовательно, договор является сделкой, совершенной без намерения создания правовых последствий, которые обусловливались этой сделкой, что согласно ст.234 ГК Украины является признаком фиктивности сделки.

Суд отметил, что для признания сделки фиктивным необходимо установить наличие умысла у всех сторон сделки. При этом необходимо учитывать, что само по себе невыполнение сделки сторонами не означает, что заключена фиктивная сделка. Если сторонами не совершено каких-либо действий во исполнение такой сделки, суд принимает решение о признании сделки недействительной без применения каких-либо последствий.

В фиктивных сделках внутренняя воля сторон не соответствует внешнему ее проявления, то есть обе стороны, совершая фиктивная сделка, знают заранее, что она (сделка) не будет выполнена, то есть имеют другие цели, чем предусмотренные сделкой. Такая сделка всегда заключается умышленно.

5. Верховный Суд, рассматривая дело № 5/303 по иску ДК “Газ Украины” НАК «Нафтогаз Украины» к Кировоградскому ГКП тепловых сетей «Кировоградтеплоэнерго» о взыскании 3 млн грн., разъяснил применения ч.3 ст.22 ЗУ «О теплоснабжении».

Учитывая, что целостный имущественный комплекс был передан владельцем в пользование коммунальному предприятию, применение ч.3 ст.22 ЗУ “О теплоснабжении” к данным правоотношениям будет иметь следствием противоправное лишение органа местного самоуправления (в т.ч. через создаваемые им коммунальные предприятия) права распоряжение своей собственностью, и содержать признаки дискриминационного подхода в части определения юридической поведения сторон хозяйственных правоотношений с нарушением принципа равенства и пропорциональности.

Такие выводы по применению положений ч.3 ст.22 ЗУ “О теплоснабжении” согласуются с выводами о применении этой нормы права, изложенными в постановлениях ВС от 20.03.2019 по делу № 910/7715/18, от 28.03.2019 по делу №910 / 5095/18 от 08.05.2019 по делу № 910/5080/18, от 22.05.2019 по делу №910 / 5096/18 от 20.03.2019 по делу № 910/7715/18, от 23.05.2019 по делу №910 / 31608/15 от 23.05.2019 по делу № 910/5085/18, от 03.09.2019 по делу № 910/5082/18, от 05.11.2019 по делу № 902/9/19, от 25.02.2020 по делу №910 / 2615/18.

6. Применение санкций, предусмотренных ч.3 ст.77 ЗУ “О рынке электроэнергии”, не исключает возможность определения Оператором системы объема и стоимости неучтенной электрической энергии на основании ПРРЕЕ, в случае выявления нарушений настоящих Правил, в том числе фактов безучетного потребления электрической энергии.

Именно к такому выводу пришел ВС по делу №904/2055/19 по иску ОСМД “Святослава Храброго-33” к АО «ДТЭК Днепровские электросети» об отмене оперативно-хозяйственной санкции.

Напомним, что согласно ч.3 ст.77 ЗУ “О рынке электроэнергии” в случае совершения правонарушения на рынке электрической энергии, в соответствующие участников рынка могут применяться санкции в виде: 1) предупреждение о необходимости устранения нарушений; 2) штрафа; 3) приостановление действия лицензии; 4) аннулирования лицензии.

Подготовлено АО «MARSHALLER GROUP»

Для построения выигрышной стратегии защиты клиента в суде существуют современные диджитал-сервисы, которые помогают облегчить работу адвоката. Аналитическая система анализа судебных решений Verdictum предоставляет доступ к 85 млн судебных решений и помогает оперативно изучить позицию конкретного судьи и коллег в подобных делах. Кроме этого система предоставляет доступ к расписанию судебных заседаний и загруженности судей. Получите доступ к Verdictum.