9

 

Предприниматели не доверяют новации от таможни, которая призвана ускорить оформление импортных товаров

Украинский бизнес жалуется, что вместо одной-двух деклараций таможенники начали требовать у них сразу три. Виной всему заработавшая с 7 ноября этого года Общая декларация прибытия (ОДП) для пропуска через таможенный контроль.

Физлиц новация коснуться не должна, если это вещи личного пользования, а не для коммерческой деятельности. А вот бизнес уже жалуется на чрезмерную бюрократию при оформлении грузов.

 

Три декларации вместо одной

По словам предпринимателей, чтобы растаможить груз в Борисполе на юрлицо теперь бизнесу необходимо подавать три таможенные декларации вместо одной:

  • общую декларацию прибытия (еще до прилета);
  • предварительную декларацию (когда товар уже прилетел);
  • таможенную декларацию (что бы наконец-то забрать прибывший груз).

Все усугубляется тем, что документы нет возможности подать сразу одним пакетом.

“Подавать надо каждую декларацию в отдельности и по каждой в порядке очередности ждать пока инспектор ее “растаможит” и это все продиктовано последними законодательными изменениями в Таможенный кодекс”, – говорит дистрибьютор техники DJI в Украине Тарас Трояк.

Чрезмерную бюрократию нам подтвердили и другие предприниматели, правда, при этом уточняя, что оформление грузов по времени не изменилось, дольше стал занимать набор и подготовка брокером декларации – с 30 мин. до 1 часа.

“Исключением является таможенная очистка авиагрузов в Борисполе – если ранее оформлялась одна декларация, то теперь три. Практически на все грузы нужно оформлять три декларации, исключение – оформление в режиме импорт 40 ЕА (2 декларации), и для оформления в почтовых службах. Мы подаем одну декларацию в режиме импорт, ОДП делают почтовики”, – рассказал основатель “Укр-Китай Коммуникейшин” и Meest China Вячеслав Лысенко.

 

Больше всего затронет импортеров

Почтового направления пока это не коснулось, говорят эксперты, и соответственно задержек в сроках доставки посылок нет.

“Новация затронет больше бизнес, который импортирует груз. Но в целом не удивительно, что ставятся очередные преграды для импорта”, – подметил директор киевского офиса USAinUA Виктор Катеринюк.

В идеале новация от таможни должна облегчить растаможку грузов. Но пока бизнес относится к ней скептически.

Новшество выплывает из философии соглашения с ЕС, потому что она направлена на гармонизацию нашего Таможенного кодекса и европейского. Тем более уже сейчас в нашем Таможенном кодексе общая декларация прописана.

К тому же такая декларация работает в ЕС уже по крайней мере 10 лет. Это не односторонняя обязанность, которую Украина взяла на себя.

Наши экспортеры и перевозчики, которые на них работают, очень хорошо знакомы с этим документом и особых нареканий от украинских компаний не было. Это стандартный европейский подход.

“Бизнес пока не верит, что для них могут что-то облегчить. У него это ассоциируется с дополнительной бюрократией. При этом нововведение даже не является таможенной декларацией. Этот документ просто нужно направить заранее в таможенный орган для оценки рисков. С помощью этого инструмента таможенники, еще на этапе, когда груз еще даже не пришел, могли бы понять и сделать вывод, должен ли товар быть предметом дополнительного контроля”, – рассказал заместитель бизнес-омбудсмена Ярослав Грегирчак.

 

Чего на самом деле хочет таможня

Первое, на что направлена новация – это все же не облегчение работы бизнеса, а ужесточить контроль со стороны таможенной службы. А потом уже, конечно, следует ускорение физического оформления таможенниками грузов, что, в свою очередь, должно уменьшить очереди на пропускных пунктах.

“Таможенники будут предварительно оценивать, какие риски несет поставка этого товара, и какая вероятность снижения или уклонения таможенных платежей”, – заметил управляющий партнер ЮК Winner Игорь Ясько.

Есть и другая сторона медали – бизнесу действительно придется заполнять дополнительные документы и это потребует дополнительных затрат.

Еще один момент заключается в том, что ОДП невозможно будет просто отозвать или поменять, как это было с предварительной декларацией. Поэтому тут нужно будет более ответственно подходить к заполнению документов.

“ОДП – это документ, который заполняет перевозчик. На его оформление в среднем уходит минут 15-20. На то, чтобы разобраться в нем, как заполнить и оформить, – часа два, а в некоторых случаях и больше. Мне поступало много вопросов от коллег, как его оформить. Если оформлять документы за перевозчика, цена вопроса составит плюс-минус 500 грн или 20 мин. работы перевозчика. Если мы дадим доступ к своей предварительной декларации, через сайт единого окна, это сократит время перевозчику при ее наборе”, – сообщил Игорь Барон, коммерческий директор “Барон Логистик”.

При этом, говорит эксперт, опросив субъектов, ни один не сказал, что с них взяли дополнительную плату за это.

Пока таможенники и бизнес только привыкают к нововведению, из-за чего могут быть небольшие задержки в оформлении грузов. Но в будущем предприниматели и эксперты все же надеются, что процесс пойдет быстрее. В противном случае задержки грозят бизнесу простоями, срывом контрактов и финансовыми потерями.

“Это все нормы, которые вводятся Украиной в рамках подписанного соглашения об ассоциации между Украиной и ЕС. А тут уже украинских законодателей никто не спрашивает, хорошо это или плохо для украинского бизнеса, политика такая, раз подписались – берите и исполняйте”, – подметил Игорь Ясько.

 

Ждут объединения таможни

Положительно на работу таможни должно повлиять соединение таможни в одно юрлицо, чего сейчас нет. Из-за этого на разных пунктах пропуска может формироваться разночтение нормативных актов.

Если же их наконец объединят, практика сформируется у всех одна. И бизнес страдать от этого будет, соответственно, меньше, говорят эксперты.

“Все таможни должны стать единым юрлицом, сейчас этого нет, и процесс тянется еще с февраля этого года. Соответственно, практика применения некоторых положений у них может быть разная. Это не должно стать поводом необоснованного вмешательства в бизнес-процессы украинских компаний. Мы уже были свидетелями, как проверенные мировые практики разбивались об их отечественную имплементацию”, – подытожил Ярослав Грегирчак.

 

Денис Вергун, ubr.ua