Трудовой стаж будет начисляться в электронном формате, но неясно, что делать, если в данных украинцев обнаружатся ошибки.
Как известно, 5 февраля Верховная Рада приняла Закон о введении электронных трудовых книжек (законопроект «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно учета трудовой деятельности работника в электронной форме» №3623 от 10.06.2020).
Введение электронного учета трудового стажа предусматривает концентрацию огромного массива информации, в том числе, персональных данных, о подавляющем большинстве населения страны в Реестре. Таким образом, вопрос сохранения сведений имеет чрезвычайно важное значение для десятков миллионов людей, является отражением их жизни, основой для текущего и будущего обеспечения как их лично, так и членов их семей.
Ввиду нового закона возникает вопрос чрезвычайного уровня – уровня национальной безопасности. Поэтому самым важным заданием является создание надежной защиты от несанкционированного вмешательства в деятельность системы, поскольку, к сожалению, история кибератак в мире и в Украине свидетельствует об уязвимости электронной формы учета данных.
Вопрос безопасности стоит остро и в контексте предоставления Пенсионному фонду Украины монополии на владение информацией о трудовой (и не только) деятельность человека.
Однако указанные вопросы в законе не рассматриваются.
Проектом не урегулированы такие важные вопросы как:
- доступность информации лицам, не имеющим электронного ключа, а возможно, и средств компьютерной техники,
- возможность самостоятельного контроля корректности сведений, содержащихся в реестре застрахованных лиц о них;
- предоставление права и возможности работодателю вносить изменения в сведения о застрахованных лицах, исправлять ошибки во внесенных сведениях, определять порядок переноса данных с бумажных носителей в реестр застрахованных лиц и другие.
«В Украине начали отменять бумажные трудовые книжки и переходить на электронный формат. Какими будут особенности новой системы? Отныне начинается пятилетний переходный период, в течение которого Пенсионный фонд включит в Государственный реестр все сведения о трудовой деятельности работников. В этот период еще можно будет пользоваться старыми бумажными трудовыми книжками.
По мнению законодателей, электронные трудовые должны упростить доступ к информации о стаже работников, а также ввести автоматическое назначение пенсий или социальных выплат без личного обращения человека. Среди преимуществ называют невозможность потерять или повредить книгу и фальсифицировать данные. Но эксперты предупреждают, что новая система не является совершенной и предполагает определенные риски для работников. Как показывает опыт, государственные электронные системы не слишком надежно защищены от кибератак», – отмечает депутат Киевсовета Константин Яловой.
«Также существует большая вероятность мошеннических действий или банальных ошибок при оцифровке данных.
Еще одной опасностью является установление монополии Пенсионного фонда на владение персональными данными граждан, ведь в электронном реестре будет собрана подробная информация о большинстве украинцев.
К тому же такой объем данных уже относится к вопросам национальной безопасности и требует соответствующей защиты, что не предусмотрено в законе.
Не следует забывать также о том, что не все имеют равный доступ к интернету и навыки пользоваться цифровыми технологиями. Это означает, что о неправильном начислении трудового стажа большинство граждан узнает уже по факту. Пока не ясно, насколько сложно будет исправить ошибки в электронном реестре.
Поэтому, с одной стороны, диджитализация трудовых книжек – процесс актуален и необходим. С другой, как это часто у нас бывает, нововведения предусматривают преимущественно интересы государства. Будем надеяться, что за время 5-летнего переходного периода, закон будет усовершенствован и учтет все возможные риски и максимально защитит интересы граждан», – отмечает он.
Подписывайтесь на наш Telegram-канал, чтобы быть в курсе самых важных событий.