Специалисты Минэкономики подготовили инструкцию, как работнику самостоятельно проверить, платит ли работодатель за него страховые взносы.
Одним из распространенных нарушений законодательства о труде является прием работника на работу без официального оформления трудовых отношений. При этом запись в трудовой книжке не является основанием для автоматического зачисления данного периода трудовой деятельности в страховой стаж, который будет учитываться при начислении пенсии, а также при предоставлении пособия по временной утрате трудоспособности, безработице и т. п.
В соответствии со статьей 1 Закона “Об общеобязательном государственном пенсионном страховании” № 1058-IV от 09.07.2003, который вступил в силу с 01.01.2004, страховой стаж – период (срок), в течение которого лицо подлежало государственному социальному страхованию, которым или за которого уплачивался сбор на обязательное государственное пенсионное страхование согласно законодательству, действовавшему раньше, и/или подлежит общеобязательному государственному пенсионному страхованию согласно данному Закону и за который уплачены страховые взносы.
Таким образом, в пенсию засчитывается только тот период, за который были уплачены страховые взносы. Как же работнику проверить, платит ли работодатель страховые взносы и будет ли этот период трудовой деятельности засчитан в страховой стаж?
В контексте принятия Верховной Радой 5 февраля этого года Закона о внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно учета трудовой деятельности работника в электронной форме (реестр. № 3623 от 10.06.2020) Минэкономики поинформировало о следующем.
Сегодня функционирует портал Пенсионного фонда (Портал), в котором можно получить информацию о трудовой деятельности, имеющемся страховом стаже, суммах взносов, уплаченных в ПФУ, и размере заработной платы, а также подать заявку на получение пенсии (при достижении соответствующего возраста и страхового стажа) и получить извлечение из Реестра застрахованных лиц. Портал доступен круглосуточно и находится по ссылке.
Кроме того, Пенсионный фонд разработал соответствующее приложение, которое можно установить на смартфон или планшет, работающие на системе Android и IOS, что тоже дает доступ к Порталу.
Сегодня существуют следующие способы авторизации/регистрации на Портале:
– по электронной цифровой подписи (ЭЦП), которую можно получить в Государственной налоговой службе или любом другом аккредитованном центре сертификации ключей, а также в сервисе Приват 24 от Приватбанка и некоторых других банках;
– по логину и паролю, которые можно получить в отделении ПФУ, взяв с собой паспорт, идентификационный код и заполнив соответствующее заявление. После заполнения заявления гражданин получает регистрационный код (код заявления). Этот код необходим для регистрации на Портале (то есть его нужно хранить в тайне до момента окончания регистрации). Завершить регистрацию можно в любой момент, зайдя на Портал в сети Интернет;
– путем идентификации в сервисе ID GOV UA, который включает идентификацию по ЭЦП, по мобильному телефону (Mobile ID) или путем банковской идентификации в одном из 27 банков Украины (Bank ID).
Портал оказывает электронные услуги каждому лицу индивидуально и работает с соблюдением требований к защите информации.
Один из сервисов, работающих на портале, – сервис “Электронная трудовая книжка”, который позволяет просмотреть сведения о трудовой деятельности по данным отчетных ведомостей работодателя. Также содержится информация об уплаченных страховых взносах с 2000 года (в отдельных случаях с 1998).
Кроме того, на Портале можно настроить бесплатный сервис СМС-информирования, который позволит ежемесячно бесплатно получать короткие сообщения для застрахованных лиц о зачислении/незачислении единого социального взноса предприятием, на котором он работает, информацию о “заработанном” личном страховом стаже. Данные будут направляться в виде СМС на мобильный телефон и/или в виде электронного письма на e-mail. Подключить данный сервис также можно в отделении Пенсионного фонда.
В случае отсутствия доступа к Интернету работник также может обратиться за получением извлечения из Реестра застрахованных лиц в отделение ПФУ, взяв с собой паспорт и идентификационный код.
Хотите быть уверены в своих партнерах и клиентах? Защитите бизнес с новым инструментом в CONTR AGENT. Отслеживайте связи и данные физических лиц – только из официальных государственных реестров. Стройте полную картину о партнере до того, как достигнете договоренностей. Только в феврале приобретите CONTR AGENT по выгодной цене.
Читайте также:
В Украине урегулируют дистанционную и надомную работу: принят Закон